Эски Форос - так называлась старинная локация в Оленевке, известная всем мореплавателям средневековья. Официально же Тарханкутский маяк появился в 1816 году - именно тогда было завершено возведение 38-метровой башни, к облику которой привыкли современники. Освещать морские пути сооружение начало год спустя - в 1817-м.
В 1862 году маяк модернизировали, оснастив английской установкой, которая давала белый луч на 12 миль. Хорошее качество имело обратную сторону - лампу постоянно чистили от нагара, делая 15-минутные перерывы. В один из таких перерывов потерпела крушение «Ливадия» - яхта российского императора
Гибель яхты вынудила местные власти изобрести новый прибор, который подавал световые сигналы даже во время чистки. «Калорическая» система хорошо пробивала туманную толщу и не требовала отключения. Но и эта система нуждалась в предварительной подготовке, поэтому на маяке поставили колокол, сообщавший о наступлении неблагоприятных погодных условий. В 20 столетии появилось радиооборудование, действующее на 300-километровой дистанции.
Отступая из Крыма в 1944 году немцы планировали взорвать маяк, заложив под него динамит. Дымящийся бикфордов шнур случайно заметили местные жители - Александр Карнаух и Василий Гузенко. Нынешнее сооружение относится к сигнальным объектам первого класса с громкостью звучания в одну милю и дальностью луча - в 17 миль.